8 (800) 302-92-80 Бесплатная консультация с юристом

Альтернативная гражданская служба в РФ: план

Федеральный закон об альтернативной гражданской службе

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Альтернативная гражданская служба

1. Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

2. Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, а также законодательство субъектов Российской Федерации, применяемое в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

3. Статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, устанавливается настоящим Федеральным законом в соответствии с Конституцией Российской Федерации.

Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, регулируется Трудовым кодексом Российской Федерации с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Статья 2. Право гражданина на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой

Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

• несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;

• он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Статья 3. Граждане, направляемые на альтернативную гражданскую службу

1. На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с настоящим Федеральным законом призывной комиссией, создание которой регулируется Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»), принято соответствующее решение.

2. На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе»:

• имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;

• не подлежат призыву на военную службу;

• имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

Статья 4. Место прохождения гражданами альтернативной гражданской службы

1. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

• в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

• в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

• в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.

2. Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

3. Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.

4. Перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5. При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.

6. Трудовая деятельность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, не должна препятствовать трудоустройству других лиц, а также служить основанием для перевода на другое место работы лиц, выполняющих работу по трудовому договору, или для их увольнения.

Статья 5. Срок альтернативной гражданской службы

1. Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет:

• для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, — 42 месяца;

• для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, — 31,5 месяца;

• для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, — 21 месяц;

• для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, — 21 месяц.

2. Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет:

• для граждан, направленных для ее прохождения до 1 января 2007 года, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, — 36 месяцев;

• для граждан, направленных для ее прохождения с 1 января по 31 декабря 2007 года включительно, за исключением граждан, указанных в абзаце четвертом настоящего пункта, — 27 месяцев;

• для граждан, окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и направленных для ее прохождения до 1 января 2008 года, — 18 месяцев;

• для граждан, направленных для ее прохождения после 1 января 2008 года, — 18 месяцев.

3. Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата.

4. Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.

5. В срок альтернативной гражданской службы не засчитываются:

• прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);

• время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях;

• время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;

• появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.

5.18 Воинская обязанность, альтернативная гражданская служба

Содержание:

↑ Воинская обязанность

Воинская обязанность — обязанность граждан России проходить военную подготовку в рядах Вооружённых сил РФ.
Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин РФ несёт военную службу в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области обороны, воинской обязанности, военной службы и статуса военнослужащих, международными договорами Российской Федерации.

Граждане проходят военную службу по призыву , а также в добровольном порядке (по контракту) .

Воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает:

  1. воинский учёт;
  2. обязательную подготовку к военной службе;
  3. призыв на военную службу;
  4. прохождение военной службы по призыву;
  5. пребывание в запасе;
  6. призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе;
  7. призыв на военную службу в период мобилизации, военного положения и в военное время.

↑ Этапы осуществления воинской обязанности

1. Воинский учёт — является государственной системой учёта и анализа имеющихся в стране призывных и мобилизационных людских ресурсов.
Осуществляется по месту жительства граждан военными комиссариатами.
Первоначальная постановка граждан мужского пола, годных по состоянию здоровья к военной службе, на воинский учёт осуществляется соответствующими комиссиями по достижении семнадцатилетнего возраста.

Граждане обязаны состоять на воинском учёте, за исключением:

  • не имеющих военно-учётной специальности граждан женского пола;
  • отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы;
  • достигших предельного возраста пребывания в запасе;
  • убывших на постоянное место жительства за границу.

2. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе — это комплекс обязательных мероприятий, проводимых с гражданами допризывных и призывных возрастов в целях их обучения основам военной службы. Включает в себя: начальную военную подготовку; подготовку по военно-учётным специальностям солдат, матросов, сержантов и старшин в общественных объединениях и образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования; обучение по дополнительным образовательным программам в учреждениях среднего общего образования: суворовских военных, нахимовских военно-морских, военно-музыкальных училищах; обучение по программе офицеров запаса на военных кафедрах высших учебных заведений; физическую подготовку; медицинское освидетельствование; военно-патриотическое воспитание

3. Призыв на военную службу — это комплекс мероприятий, направленных на обеспечение комплектования личным составом Вооружённых сил РФ и воинских формирований на обязательной основе. Включает в себя: призыв граждан на срочную военную службу; призыв на военную службу офицеров запаса; призыв на военные сборы; призыв по мобилизации и в военное время.
Призыв на военную службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром, и осуществляет призывная комиссия, которая создаётся в каждом районе, городе без районного деления, ином муниципальном образовании решением главы органа местного самоуправления.

Гражданин обязан явиться по первому вызову военного комиссариата района или города, на территории которого он постоянно или временно проживает. Неявка без уважительной причины влечёт за собой административную ответственность.

  • Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет: состоящие или обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе; окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера.

Решение о призыве граждан на военную службу может быть принято только после достижения ими возраста 18 лет.

  • От призыва на военную службу освобождаются граждане: признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; проходящие или прошедшие военную службу в РФ; проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу; прошедшие военную службу в другом государстве; имеющие учёную степень кандидата или доктора наук; являющиеся сыновьями (родными братьями) военнослужащих, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы; отбывающие наказание в виде обязательных, исправительных работ, ограничения свободы, ареста или лишения свободы; имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; в отношении которых ведётся дознание либо предварительное следствие или уголовное дело в отношении которых передано в суд.

  • Отсрочка от призыва на военную службу предоставляется гражданам: признанным временно не годными к военной службе по состоянию здоровья (на срок до одного года); являющимся опекуном или попечителем несовершеннолетнего родного брата (родной сестры) при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан; занятым постоянным уходом за близкими родственниками (инвалидами первой и второй группы, а также пожилыми людьми) отсрочка будет предоставляться после медико-социальной экспертизы; имеющим ребёнка, воспитываемого без матери; имеющим двух и более детей; обучающимся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального, среднего или высшего профессионального образования — на время обучения; получающим послевузовское профессиональное образование по очной форме обучения в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях, — на время обучения и защиты квалификационной работы.

4. Прохождение военной службы по призыву

Военная служба — особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооружённых силах РФ, а также в иных войсках и формированиях. Граждане проходят военную службу по призыву, а также в добровольном порядке (по контракту). Находясь на военной службе, военнослужащий обязан быть верным Военной присяге, мужественно и умело защищать своё Отечество; строго соблюдать Конституцию РФ, требования общевоинских уставов Вооружённых сил РФ, беспрекословно выполнять приказы командиров (начальников); совершенствовать воинское мастерство; содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь воинское имущество; быть дисциплинированным, бдительным, хранить государственную и военную тайну; соблюдать нормы международного права в военной области, принятые РФ.

5. Пребывание в запасе

Пребывание в запасе (резерве) — заключается в прохождении военных сборов, выполнении правил призыва на военную службу и в соблюдении обязанностей по воинскому учёту.

Лицами, зачисленными в запас, считаются: уволенные с военной службы с зачислением в запас Вооружённых сил РФ; не прошедшие военную службу в связи с освобождением от призыва на неё; не прошедшие военной службы в связи с предоставлением отсрочек от призыва по достижении возраста 27 лет; женщины, имеющие военно-учётную специальность; лица, прошедшие подготовку по программе офицеров запаса на военных кафедрах высших учебных заведений; прошедших альтернативную гражданскую службу.

6. Призыв на военные сборы в период пребывания в запасе.

Цель призыва — подготовка к военной службе граждан, пребывающих в запасе. Военнообязанные, предназначенные для укомплектования Вооруженных сил РФ, других войск и воинских формирований, призываются на учебные, поверочные и специальные военные сборы. Продолжительность военного сбора не может превышать два месяца. Общая продолжительность военных сборов, к которым привлекается гражданин во время пребывания в запасе, не может превышать 12 месяцев.
На учебные сборы продолжительностью один месяц призываются военнообязанные один раз в пять лет

Призыв в период мобилизации, военного положения и в военное время
— воинская обязанность в этот период определяется федеральными конституционными законами, федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ.
От воинской обязанности освобождаются граждане мужского пола моложе 16 лет и старше 60 лет; женского пола моложе 18 лет и старше 50 лет; не годные к военной службе по состоянию здоровья.
Граждане имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской службой в соответствии с Конституцией РФ и федеральным законом.

↑ Альтернативная гражданская служба

Альтернативная гражданская служба — это особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Призывники, убеждениям или вероисповеданию которых противоречит несение военной службы, имеют, в силу ч. 3 ст. 59 Конституции РФ, право на замену военной службы альтернативной гражданской службой.

Перечень оснований замены — убеждения и вероисповедание — Конституция РФ оставила открытым, указав на возможность существования иных оснований, предусмотренных законом.

Три категории граждан имеют право на замену военной службы альтернативной гражданской:

  1. призывники, убеждениям которых противоречит несение военной службы;
  2. призывники, вероисповеданию которых противоречит несение военной службы;
  3. призывники, принадлежащие к коренному малочисленному народу, ведущие традиционный образ жизни, осуществляющие традиционное хозяйствование и занимающиеся традиционными промыслами.

Поэтому призывники, признанные ограниченно годными и не годными к военной службе, не направляются на альтернативную гражданскую службу и подлежат зачислению в запас.
На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»:

  • имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;
  • не подлежат призыву на военную службу;
  • имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

↑ Порядок прохождения альтернативной гражданской службы

Прохождение осуществляется в организациях:

  1. Подведомственных федеральным органам исполнительной власти, Вооруженным силам РФ, других войск в качестве гражданского персонала
  2. Подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ
  3. Подведомственных органам местного самоуправления

Способ прохождения:

  1. В составе формирований
  2. В составе отдельных групп
  3. Индивидуально

Закон устанавливает общее правило: граждане проходят альтернативную гражданскую службу за пределами территории субъектов РФ, где они постоянно проживают (т. е. по экстерриториальному принципу). В то же время закон допускает возможность исключения: при невозможности направления граждан за пределы территории субъектов РФ, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территории субъектов РФ, в которых они постоянно проживают.

Работодатель (командир воинской части, руководитель военной организации и др.), к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан заключить с ним трудовой договор на период её прохождения в этой организации.
Сторонами трудового договора являются работодатель и работник, которому военная служба по призыву заменена альтернативной гражданской службой.

Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Законом РФ «О воинской обязанности и военной службе» срок военной службы по призыву и составляет 21 месяц.
Условия, при которых может быть реализовано право гражданина на замену военной службы альтернативной гражданской службой:

  • несение военной службы противоречит убеждениям гражданина;
  • несение военной службы противоречит вероисповеданию гражданина;
  • гражданин относится к коренному малочисленному народу РФ, ведёт традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

Отпуск гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу
1. Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, предоставля- ются отпуска в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.
2. Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, необходимых для про- езда к месту использования отпуска и обратно. При использовании гражданином, проходя- щим альтернативную гражданскую службу, отпуска по уходу за ребенком ему предостав- ляется свободное от работы время для проезда к месту использования указанного отпуска и обратно.

Гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:

  • он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой;
  • характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
  • в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;
  • он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;
  • ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.

Права граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, предоставляемые им социальные гарантии и компенсации

1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
2. Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности.
3. За гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, сохраняется жилая площадь, занимаемая им до направления на альтернативную гражданскую службу. 4. За гражданином, работавшим до направления на альтернативную гражданскую службу в государственной или муниципальной организации, в течение трех месяцев после его увольнения с альтернативной гражданской службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии – на другую равноценную работу (должность) в той же или, с согласия работника, другой организации. 5. За гражданином, направленным на альтернативную гражданскую службу в период его обучения в образовательной организации, при увольнении с альтернативной гражданской службы сохраняется право быть зачисленным для продолжения учебы в ту образовательную организацию и на тот курс, где он обучался до направления на альтернативную
гражданскую службу.
6. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на получение образования во внерабочее время в образовательных организациях по заочной или очно-заочной форме обучения.
7. Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
8. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год), к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы.

Условия и оплата труда, социальное страхование и пенсионное обеспечение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу
1. Продолжительность рабочего времени граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
2. Оплата труда гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, производится организацией в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.

Обязанности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и ограничения их прав и свобод
1. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обязаны:
– соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и другие федеральные законы, выполнять требования, установленные настоящим Федеральным законом, положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, локальными нормативными актами организаций;
– соблюдать дисциплину труда, добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на них срочным трудовым договором;
– состоять на воинском учете по месту пребывания. Воинский учет граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации о воинской обязанности и военной службе.
2. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, не вправе:
– отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них срочным трудовым договором;
– занимать руководящие должности;
– участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций;
– совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;
– заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться социальными гаран- тиями;
– покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят альтернативную гражданскую службу, без согласования с представителем работодателя;
– прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе;
– оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную гражданскую службу, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.

4.9. Альтернативная гражданская служба.

4.9. Альтернативная гражданская служба.

Альтернативная гражданская служба — особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государ­ства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Россия была первым в мире государством, которое ввело институт альтернативной службы. Освобождение от военной службы по религиозным убеждениям стало практиковаться в нашей стране еще в XVIII в. В 1762 —1763 гг. по пригла­шению Екатерины II в Россию из Пруссии переселились протестанты-менониты, убежденные пацифисты, пропове­довавшие отказ от любых клятв (в том числе от присяги) и воинской службы. В 1787 г. императорским указом мено­нитам была предоставлена льгота — освобождение от воен­ной службы.

Введение в России в 1874 г. всеобщей воинской повинно­сти вызвало массовые отказы от военной службы, особенно со стороны представителей ряда конфессий, в первую очередь протестантских. По новому указу все льготы отменялись, что повлекло за собой невиданную по размаху эмиграцию. В ре­зультате царское правительство вынуждено было пойти на компромисс. В Устав о воинской повинности были внесены изменения, согласно которым менониты, поселившиеся в Рос­сийской империи до января 1874 г., могли отбывать сроки обязательной службы во вневойсковых командах (без ноше­ния оружия). Таким образом, они стали первыми «альтернативщиками» в истории государства, которое выполняло опре­деленные обязательства по их содержанию: выделяло денеж­ные средства для выплаты поденной платы рабочим, на ле­чение рабочих в учреждениях военного ведомства, на оплату квартир и коммунальных услуг, а также на оборудование и ремонт мастерских.

На «обязанных рабочих» — так назывались первые «альтернативщики» — формально распространялись все правила призыва на военную службу, которые регулировались военно- административным законодательством. Уклонение от работ каралось по военно-уголовному законодательству.

В дальнейшем льгота по освобождению от военной служ­бы была пожалована духоборам, молоканам и последовате­лям других сект.

Однако отказы от военной службы случались не только по религиозным мотивам. В частности, в октябре 1876 г. газета «Московские ведомости» сообщала о массовом отказе ссыль­ных уральских казаков служить в армии. Были случаи от­каза и в других социальных слоях.

После 1917 г. Россия стала одной из первых стран, при­знавших право своих граждан на отказ от военной службы по соображениям совести.

4 января 1919 г. был издан декрет «Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям». Соглас­но этому документу граждане, чья вера не позволяла держать в руках оружие, могли нести альтернативную службу в гос­питалях либо заниматься другой общественно полезной ра­ботой, также предусматривалась возможность полного осво­бождения от военной службы. Декрет 1919 г. стал первым законодательным актом Советской республики в этом направ­лении. Приняв его, Россия заслужила положительные отзы­вы мирового сообщества.

Летом 1923 г. был принят Гражданский процессуальный кодекс РСФСР, в котором содержалась специальная глава — «Об освобождении от военной службы по религиозным убеж­дениям», регулирующая порядок судебного производства по этому вопросу. Судебные эксперты скрупулезно определяли, действительно ли человек придерживается религиозных взгля­дов, которые могут освободить его от военной службы, а также какую именно работу назначить в качестве альтернативной.

В январе 1925 г. появился Закон «Об обязательной воен­ной службе». Круг лиц, имевших право на отказ от военной службы, был значительно сужен. Полное освобождение при­зывника от военной службы, как было ранее, исключалось.

Институт альтернативной службы просуществовал в СССР до 1939 г. И только к концу XX в. Россия вновь возвратилась к этому вопросу.

В 1993 г. в принятой всенародным голосованием Конститу­ции РФ было закреплено право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской (ст. 59, п. 3). И в этом же 1993 г. в России появились первые «альтернативщики», правда немецкие. Они ухаживали за пожилыми людьми — жертвами сталинских репрессий.

В понятие «альтернативная гражданская служба» (АГС) заложено две основные цели: конституционная защита прав граждан и обеспечение достойного существования социально уязвимым слоям населения.

Правовой основой альтернативной службы являются, как уже сказано выше, Конституция Российской Федерации, фе­деральные конституционные законы, основной из которых — Федеральный закон «Об альтернативной гражданской служ­бе» № 113 ФЗ от 25 июля 2002 г., другие нормативно-правовые акты РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

В Федеральном законе от 25 июля 2002 г. указывается, что право на замену военной службы по призыву альтерна­тивной гражданской службой признается:

если несение военной службы противоречит убеждени­ям или вероисповеданию гражданина;

если он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет тради­ционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.

На альтернативную гражданскую службу могут быть на­правлены граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе. При этом они должны иметь право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой (см. выше).

Указанные лица должны лично подать заявление в воен­ный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской. В отношении этих лиц принимается соответствующее решение призывной ко­миссией района, или города без районного деления, или ино­го муниципального образования.

На альтернативную гражданскую службу не направляют­ся граждане, которые в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» имеют основа­ния для освобождения от призыва, не подлежат призыву или имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.

В своем заявлении гражданин должен указать причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать о замене, и обосновать, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.

К заявлению прилагаются автобиография и характеристи­ка с места работы/учебы гражданина. Для доказательства своих доводов гражданин может приложить к заявлению дру­гие документы, а также указать лиц, которые согласны под­держать его.

Военный комиссариат выдает гражданину документ, под­тверждающий регистрацию заявления.

Заявление рассматривается на заседании призывной ко­миссии только в присутствии его подателя. О времени и ме­сте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.

В законе указывается, что призывная комиссия рассма­тривает доводы гражданина о том, что несение военной служ­бы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на следующих основаниях:

выступления на заседании призывной комиссии граж­данина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов;

анализ документов, представленных гражданином;

анализ дополнительных материалов, полученных при­зывной комиссией.

По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает моти­вированное решение об отказе.

Заключение комиссии должно быть вынесено в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат. При необходимости запроса призывной комис­сией дополнительных материалов срок вынесения заключе­ния может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц.

Решение принимается простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято. На руки гражданину в трехдневный срок вы­дается копия заключения.

Гражданину может быть отказано в замене военной служ­бы по призыву альтернативной гражданской службой в слу­чаях, если:

он нарушил срок или порядок подачи заявления;

представленные документы и другие данные не соответ­ствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероиспове­данию;

в заявлении о замене военной службы по призыву аль­тернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;

гражданин дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной при­чины;

ранее ему была предоставлена возможность пройти аль­тернативную гражданскую службу, но он от нее укло­нился.

Уважительными причинами неявки на заседание призыв­ной комиссии (при условии документального подтверждения причин неявки) являются:

заболевания или увечья (травмы), связанные с утратой трудоспособности

тяжелое состояние здоровья близких родственников (отца, матери, жены, детей, родного брата, родной се­стры, дедушки, бабушки или усыновителя) либо участие в похоронах указанных лиц;

препятствие, возникшее в результате действия непрео­долимой силы, или иные обстоятельства, не зависящие от воли гражданина.

Призывная комиссия может признать уважительными и иные причины. Решения комиссии гражданин может оспо­рить в суде.

Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по при­зыву альтернативной гражданской, подлежит призыву на во­енную службу в соответствии с Федеральным законом «О во­инской обязанности и военной службе».

Направление граждан на альтернативную гражданскую службу включает кроме указанных выше условий:

явку на медицинское освидетельствование и на заседа­ние призывной комиссии для принятия решения о на­правлении на альтернативную гражданскую службу;

явку в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной граж­данской службы.

На мероприятия, связанные с направлением на альтерна­тивную гражданскую службу, граждане вызываются повест­ками военного комиссариата. Направление граждан на аль­тернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия.

К месту прохождения альтернативной гражданской служ­бы гражданина направляет военный комиссар согласно пла­ну специально уполномоченного федерального органа испол­нительной власти и в соответствии с решением призывной комиссии.

Гражданин, направляемый на альтернативную граждан­скую службу, обязан явиться в военный комиссариат в срок, указанный в повестке, и получить под расписку предписание для убытия к месту прохождения службы.

Работодатель, к которому прибывает гражданин, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период про­хождения альтернативной гражданской службы и в трехднев­ный срок уведомить об этом военный комиссариат, а также федеральный орган исполнительной власти или орган испол­нительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.

Трудовая деятельность граждан, проходящая альтерна­тивную гражданскую службу, определяется Трудовым кодек­сом РФ с учетом особенностей, предусмотренных в Законе «Об альтернативной службе».

По решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов РФ в пределах их компетенции граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, могут привлекаться к ликвидации по­следствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвы­чайных ситуаций на территории Федерации.

Гражданину, проходящему альтернативную службу, пре­доставляются отпуска в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ. Продолжительность ежегодного оплачиваемо­го отпуска и возможного отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, не­обходимых для проезда к месту использования отпуска и об­ратно.

Закон определяет сроки прохождения альтернативной гражданской службы. Согласно пункту 1 статьи 5 срок аль­тернативной службы превышает установленный Федераль­ным законом «О воинской обязанности и военной службе» (с 1 января 2008 г. — один год) в 1,75 раза, если служба про­ходит в гражданских учреждениях, и согласно пункту 2 ста­тьи 5 — в 1,5 раза, если служба проходит в организациях Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирова­ний и органов. На текущий момент (с 1 января 2008 г.) — это 21 месяц и 18 месяцев соответственно.

Как правило, служба проходит за пределами территории постоянного проживания несущих службу граждан (экстер­риториальный принцип).

Вопросы для самоконтроля

1. Дайте определение альтернативной гражданской службы.

2. Каковы исторические традиции организации альтернативной гражданской службы в России?

3. Что составляет правовую основу альтернативной гражданской службы в России?

4. Кто имеет право на прохождение альтернативной гражданской службы?

5. В каких случаях может быть отказано в прохождении альтер­нативной гражданской службы?

6. Каков порядок прохождения альтернативной гражданской службы?

7.Каковы сроки альтернативной гражданской службы?

»

Помогла статья? Оцените её
1 Star2 Stars3 Stars4 Stars5 Stars
Загрузка...
Добавить комментарий

Adblock detector